13 сентября 2017 г., Петрозаводск

Научные дебаты организованы Институтом леса КарНЦ РАН и Научным советом РАН по лесу в рамках конференции «Бореальные леса: состояние, динамика, экосистемные услуги». В дебатах приняли участие представители Министерства по природопользованию и экологии РК, российских научных институтов и ВУЗов лесного профиля, лесопользователей и общественных природоохранных организаций.

Цель дебатов – обсуждение путей развития интенсификации лесного хозяйства в России и проекта Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, подготовленного Министерством промышленности и торговли РФ, обеспечение органов государственной власти Российской Федерации объективной информацией для принятия рациональных и своевременных решений.

В ходе дебатов обсуждались вопросы:

  1. Лесная политика и стратегия развития лесного комплекса;
  2. Пути интенсификации лесопользования и лесовосстановления;
  3. Нормативно-правовая и экономическая основа интенсификации лесного хозяйства;
  4. Пути поиска компромиссов между интересами лесозаготовителей и сохранения и поддержания биоразнообразия и экосистемных функций и услуг;
  5. Пути повышения производительности насаждений и продуктивности лесов;
  6. Способы и методы оптимизации ведения лесозаготовок в защитных лесах и ухода за лесными насаждениями.

Заслушав и обсудив выступления представителей научных учреждений, лесопользователей, представителей общественных организаций и властных структур, участники дебатов  подчеркивают необходимость совершенствования правовых и финансовых механизмов лесопользования, а также частно-государственного партнерства для проведения производственных экспериментов в лесном хозяйстве. Участники дебатов считают, что для успешного развития лесного комплекса РФ необходимы:

  • Переработка проекта Стратегии лесного комплекса РФ до 2030 года с учетом больших вызовов Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ В.В. Путиным от 01.12.2016 № 642, и мировых тенденций развития лесного сектора с  привлечением всех заинтересованных сторон;
  • Тесное заинтересованное взаимодействие всех участников лесных отношений: органов исполнительной власти, осуществляющих лесоуправление, лесопромышленных компаний, предприятий лесного бизнеса, гражданского общества и науки;
  • Учет при стратегическом планировании развития лесной отрасли страны реально сложившейся ситуации с наличием ресурсов, потребностями рынков, уровнем технологий и направлениями развития лесоуправления на государственном уровне;
  • Пересмотр действующих механизмов разработки, введения в действие и применения нормативно-правовых актов в области лесоуправления на региональном уровне;
  • Неотложное изменение методик территориального расчета размеров лесопользования, лесовыращивания и природоохранного планирования с учетом природно-экономических условий и во взаимоувязке с социально-экономическим планированием развития регионов;
  • Практическая апробация научных разработок в области управления лесами и государственная поддержка предприятий, заинтересованных в проведении опытно-производственных экспериментов по интенсификации лесовыращивания и внедрения эффективных технологий лесопользования;
  • Интенсивное воспроизводство лесных ресурсов, которое должно основываться на генетико-селекционной работе и системе уходов за насаждениями по принципу поддержания максимального прироста.