Образование рыбохозяйственных заповедных зон в Дальневосточном ФО

­

17 ноября 2020 г. в комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию  состоялось совещание на тему «Об образовании рыбохозяйственных заповедных зон в Дальневосточном федеральном округе в целях сохранения нерестоохранных полос лесов».

В заседании приняла участие директор ЦЭПЛ РАН, председатель Научного совета РАН по лесу чл.-корр. РАН Н.В. Лукина. В своем докладе Н.В. Лукина отметила, что проблема сохранения нерестоохранных полос лесов решается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации через включение их в состав рыбохозяйственных заповедных зон. В указанных целях предлагается активизировать деятельность в части подготовки документов, необходимых для образования рыбохозяйственных заповедных зон, а также ввести мораторий на рубки в них до момента завершения указанных работ. Научным советом РАН по лесу подготовлены замечания и предложения.

­

Замечания Научного Совета РАН по лесу:
  1. Рыбохозяйственная заповедная зона создается в порядке, установленном Приказом Минсельхоза России от 21.02.2020 N 83 «Об утверждении критериев и порядка подготовки биологического обоснования создания рыбохозяйственной заповедной зоны». В соответствии с ним для каждого водного объекта научно-исследовательской организацией Федерального агентства по рыболовству должен быть разработан проект биологического обоснования создания рыбохозяйственной заповедной зоны, на основании которого Министерство сельского хозяйства Российской Федерации принимает решение о создании рыбохозяйственной заповедной зоны.

Таким образом, для решения поставленной задачи, только в Дальневосточном Федеральном Округе, предстоит разработать несколько тысяч проектов, что потребует значительного количества времени и средств. Выполнение указанного объема работ силами только одной проектной организации, по экспертной оценке, займет не менее 10-15 лет.

  1. Заготовка древесины регулируется лесным законодательством Российской Федерации, в соответствии с которым рубка лесных насаждений может быть ограничена в защитных лесах и особо защитных участках леса. Других правовых оснований для установления запрета на заготовку древесины в спелых и перестойных лесных насаждениях законодательство не предусматривает.

Таким образом, предложение в проект решения совещания о введении моратория на рубки нерестоохранных полос лесов до момента завершения установления рыбохозяйственных заповедных зон не имеет юридической основы.

­

Предложения Научного Совета РАН по лесу:

а) внести в лесное законодательство Российской Федерации изменения, исключающие сокращение площади защитных лесов;

б) указать Минприроды России на недопустимость сокращения площади ценных лесов в связи с изменением границ нерестоохранных полос лесов, а также на необходимость восстановления защитного статуса лесов, утерянного в связи с  реализацией Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 538-Ф3 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий».

­

Образование рыбохозяйственных заповедных зон в Дальневосточном ФО